Geoportal of Kyrgyzstan

Нерудные полезные ископаемые

Недра Кыргызстана богаты разнообразными видами нерудного сырья, используемого в естественном или переработанном состоянии в бытовой сфере и различных отраслях промышленности.

Сырьевой базой цементной промышленности являются запасы карбонатных и глинистых пород месторождений Курментинское (известняки - свыше 53 млн. т, суглинки - 3.7 млн. т), Кувасайское (известняки - 27,6 млн. т), Аксайское (известняки – 378 млн. т, суглинки - 33.6 млн. т), Карагайлы-Булак (известняки – 220 млн. т), Карачатырское (сланцы – 13,3 млн. т), Ташкумырское (глины - 12.5 млн. т) и других месторождений.

Камнеобрабатывающая промышленность обеспечена запасами высоко декоративных гранитов и гранодиоритов месторождений Каиндинское (около 9 млн. м3) и Аральское (879 тыс. м3), цветных мраморов месторождений Акарт (3.1 млн. м3), Арым (1.8 млн. м3), Бозбутоо (3.6 млн. м3), Гульдерек (1.6 млн. м3), Ташкоро (1.2 млн. м3), Чаарташ (2.4 млн. м3), известняков-ракушечников месторождения Сары-Таш (14.1 млн. м3).

Для нужд стройиндустрии разведано большое количество месторождений песчано-гравийной смеси (501,6 млн. м3), месторождений гипса (40,2 млн. м3), месторождений глин и суглинков для кирпичного производства (267,2 млн. м3); многочисленные месторождения строительного камня. Для производства керамзитовой продукции разведаны месторождения глинистых сланцев и алевролитов (110,3 млн. м3).

Для использования в пищевой и химической промышленности, в животноводстве разведаны месторождения каменной соли (32,8 млн. т), в т.ч. по месторождениям: Кетмень-Тюбе (6,6 млн. т), Чон-Туз (3,8 млн. т), Чон-Алай (21.5 млн. т), Тунук-Туз (0,6 млн. т) и др.

На территории Кыргызстана имеются месторождения редко встречаемых в других регионах мира и специфических по областям использования видов нерудного сырья: волластонита (месторождение Кара-Корум II в Чаткальском районе с запасами около 30 млн. т), фарфорового камня (Учкурт, св. 9млн. т), родусит-асбеста (Каркара, 618т), высокотехнологичного базальта (Сулу-Тегерек, 1.4 млн. м3) и др.

Значителен сырьевой потенциал камнесамоцветного сырья. Помимо разведанных месторождений аметиста Кок-Майнок II и Кокпак Верхний, иризирующего полевого шпата Оттук, граната Макбал, мраморного оникса Улутоо и Ходжигор, в различных регионах Кыргызстана выявлена большая группа перспективных проявлений ювелирных и ювелирно-поделочных камней. Наибольшего внимания заслуживают проявления рубина Ормизан, Кокбелес, Актерек в бассейне р. Сох. Перспективен для обнаружения промышленных месторождений синего и голубого сапфира северный склон Туркестанского хребта.

Geoportal of Kyrgyzstan

Non-ore minerals

Subsoil of Kyrgyzstan has various types of non-ore raw material used in the natural or processed condition in the domestic sphere and different branches of industry. 

Raw base of cement industry is represented by the reserves of carbonate and clay rocks of the following deposits: Kurmentinskoye (limestones - over 53 million tonnes, loam - 3.7 million tonnes), Kuvasaiskoye (limestones - 27.6 million tonnes), Aksaiskoye (limestones - 378 million tonnes, loams - 33.6 million tonnes), Karagaily-Bulak (limestones - 220 million tonnes), Karachatyrskoye (shale rock - 13.3 million tonnes), Tashkumyrskoye (clay - 12.5 million tonnes) and other deposists.

Stone-working industry has reserves of highly decorative granites and granodiorites at the following deposits: Kaindinskoye (about 9 million m3) and Aralskoye (879 thousand m3); coloured marble: the Akart deposit (3.1 million m3), Arym (1.8 million m3), Bozbutoo (3.6 million m3), Gulderek (1.6 million m3), Tashkoro (1.2 million m3), Chaartash (2.4 million m3), limestones-shell rock of the Sary-Tash deposit (14.1 million m3).

For construction industry, a large number of deposits of sand and gravel mixture (501.6 million m3), gypsum (40.2 million m3), clay and loam for brick production (267.2 million m3) as well as numerous ragstone deposits were explored. Clay-slate and siltstone deposits (110.3 million m3) were explored for production of ceramsite products.

Rock-salt deposits were explored for food and chemical industry and cattle breeding, including the following deposits: Ketmen-Tube (6.6 million tonnes), Chon-Tuz (3.8 million tonnes), Chon-Alai (21.5 million tonnes), Tunuk-Tuz (0.6 million tonnes), etc.

Deposits of non-ore materials that are rare in other countries and specific regarding the sphere of their use are found in Kyrgyzstan: wollastonite (Kara-Korum II deposit in Chatkal district with the reserves of about 30 million tonnes), porcelain (Uchkurt, over 9million tonnes), rhodusite-asbestos (Karkara, 618 tonnes), basalt (Sulu-Tegerek, 1.4 million m3), etc.

The potential of raw gemstones is considerable as well. In addition to the explored deposits of amethyst (Kok-Mainok II and Kokpak Verkhnyi), irised feldspar (Ottuk), garnet (Makbal), onyx marble (Ulutoo and Khojigor), a large group of perspective occurrences of gem stones and ornamental stones was found in different regions of Kyrgyzstan. Special attention should be paid to ruby occurrences at Ormizan, Kokbeles, Akterek in the Sokh river basin. The northern slope of the Turkestan ridge is perspective regarding detection of commercial deposits of oriental blue sapphire.